Транспортное экспедирование: какие условия следует включить в договор
Транспортное экспедирование: какие условия следует включить в договор
07.11.2014 1761 0 1
В консультации мы ответим на вопросы возникающие при заключении договора транспортного экспедирования грузов.
Чем регламентируются отношения сторон по договору транспортного экспедирования грузов?
Прежде всего правилами:
Что представляет собой договор транспортного экспедирования грузов с правовой точки зрения?
Какие именно услуги относятся к транспортно-экспедиторским?
Перечень таких услуг можно найти в ст. 8 Закона № 1955. В частности, к ним относятся:
Кто вправе оказывать транспортно-экспедиторские услуги?
В каких случаях договор будет являться посредническим?
- на оплату услуг третьих лиц, привлеченных для выполнения договора,
- на уплату сборов (обязательных платежей).
Оказываем экспедиторские услуги: тонкости учета
обязательства по ТЭ-договору экспедитор может выполнять самостоятельно, а может привлекать для этого третьих лиц
Бухгалтерский учет ТЭ-услуг в национальной валюте
Если же экспедитор работает по посредническому договору, то в состав доходов войдет только вознаграждение.
Такой подход к компенсационным суммам отразился и на их бухгалтерском учете.
НДС
— вспомогательные услуги, такие как погрузка-разгрузка, складская обработка, хранение товаров и т. д.;
— по внутренним услугам перевозки грузов — начисляют НДС по ставке 20 %;
— услуги по международной перевозке облагаются по нулевой ставке (подробнее см. статью на с. 19);
— стоимость экспедиторских услуг (вознаграждение);
— стоимость услуг перевозки.
Базой налогообложения ТЭ-услуг «собственного предоставления» является их договорная стоимость, но не ниже обычных цен ( п. 188.1 НКУ)
Это общее правило НДС-учета экспедитора. В то же время в отдельных случаях нужно помнить целый ряд специальных НДС-правил.
3. Экспедитор приобретает и передает клиенту услугу/работу, облагаемую по ставке 0%.
На стоимость таких услуг экспедитор начисляет НДС по нулевой ставке. При передаче такой услуги оформляют НН.
А теперь давайте описанные выше правила проиллюстрируем на примере.
— транзитные суммы, предназначенные для оплаты услуг перевозчика, — 4200 грн. (в том числе НДС 20 % — 700 грн.);
— транзитные суммы, предназначенные для оплаты погрузочно-разгрузочных работ, — 2400 грн. (в том числе НДС 20 % — 400 грн.).
Сумма экспедиторского вознаграждения — 3600 грн. (в том числе НДС 20 % — 600 грн.).
Себестоимость экспедиторских услуг — 1500 грн.
В бухучете перечисленные операции отразятся так:
Таблица 1. Учет у экспедитора по внутреннему посредническому договору на предоставление ТЭ-услуг
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Сумма, грн.
Дт
Кт
Получены средства от клиента для оплаты:
— услуг перевозки, предоставленных сторонней транспортной организацией
Отражены НО по НДС в части:
— стоимости погрузочно-разгрузочных работ
Перечислена предоплата третьему лицу за услуги перевозки
Получена зарегистрированная НН и отражена в составе НК сумма НДС
Перечислена предоплата за погрузочно-разгрузочные работы
Получена зарегистрированная НН и отражена в составе НК сумма НДС
Подписан акт предоставленных услуг по перевозке и отражен зачет задолженностей
Подписан акт выполненных погрузочно-разгрузочных работ
Отражен зачет НО и НК по приобретенным для клиента услугам
Подписан с клиентом акт предоставленных экспедиторских услуг
Начислены НО по НДС
Списана на расходы себестоимость экспедиторских услуг
Получена сумма экспедиторского вознаграждения
Особенности бухучета операций по ВЭД-договорам транспортного экспедирования
Итак, при отражении инвалютного дохода экспедитора нужно учитывать, что:
Подробнее о нюансах бухучета экспортно-импортных операций можно прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 16.
При отражении валютных задолженностей нужно руководствоваться такими правилами.
1. Первое событие — осуществление расходов от имени клиента.
Что касается задолженностей по расчетам с третьим лицом, то здесь нужно руководствоваться тем же правилом:
Сумма экспедиторского вознаграждения — $300.
Себестоимость экспедиторских услуг — 1500 грн.
Курс НБУ на дату:
— оформления акта предоставленных транспортных услуг — 25,5 грн./$;
— оформления акта предоставленных экспедиторских услуг — 26,0 грн/$;
— получения вознаграждения экспедитора — 26,5 грн/$.
В бухучете описанные операции показывают так:
Таблица 2. Учет у экспедитора по договору на предоставление ТЭ-услуг с нерезидентом
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Сумма, $ /грн.
Дт
Кт
Получен от клиента аванс для оплаты транспортных расходов
Начислены НО по НДС по транспортным услугам
Перечислен аванс исполнителю транспортных услуг
Отражен НК по НДС
Отражен зачет НО и НК по приобретенным для клиента транспортным услугам
Подписан акт предоставленных транспортных услуг
Подписан с клиентом акт предоставленных экспедиторских услуг
Списана на расходы себестоимость экспедиторских услуг
Получена сумма экспедиторского вознаграждения
Отражена курсовая разница по дебиторской задолженности с нерезидентом
((26,5 грн./$ — 26,0 грн./$) х $300)
Обязательства по ТЭ-договору экспедитор может выполнять самостоятельно, а может привлекать для этого третьих лиц.
Договор на оплату услуг экспедиторской компании
Особенности заключения договоров транспортного экспедирования регламентируются Законом № 1955 и главой 65 ГКУ. Согласно ст. 1 Закона № 1955:
Существенными условиями договора транспортного экспедирования являются следующие (ст. 9 Закона № 1955):
1) сведения о сторонах договора:
– для юридических лиц – нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;
2) вид услуги экспедитора;
3) вид и наименование груза;
4) права, обязанности сторон;
5) ответственность сторон, в том числе в случае причинения вреда в результате действия непреодолимой силы;
6) размер платы экспедитору. Если размер платы не установлен, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату (ч. 1 ст. 931 ГКУ);
7) порядок расчетов;
8) пункты отправления и назначения груза;
9) порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;
10) срок (дата) выполнения договора;
11) все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.
Исходя из изложенного, выделяют два вида договоров транспортного экспедирования:
1) прямые договоры – по которым все услуги (или определенные их виды) экспедитор предоставляет самостоятельно;
– авиационная грузовая накладная (Air Waybill);
– международная автомобильная накладная (CMR);
– накладная СМГС (накладная УМВД);
– коносамент (Bill of Lading);
– накладная ЦИМ (CIM);
– грузовая ведомость (Cargo Manifest);
– другие документы, определенные законами Украины.
– дате и месте его составления;
– наименовании (фамилия, имя, отчество) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;
Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 48 за 2016 год):
5. Правила № 363 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.
Договор на оплату услуг экспедиторской компании
Договор об оказании транспортно-экспедиционных услуг
1. Предмет Договора
1. Предмет Договора
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Права и обязанности Экспедитора:
2.1.1. Оказывать услуги в соответствии с настоящим Договором, Поручением, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554).
2.1.13. Привлекать третьих лиц для исполнения своих обязанностей по настоящему Договору.
2.2. Права и обязанности Клиента:
2.2.3. Соблюдать нормы и правила транспортного законодательства при исполнении своих обязательств по настоящему Договору.
3. Порядок расчетов
4. Ответственность Сторон
5. Обстоятельства непреодолимой силы
6. Разрешение споров
6.1. Споры и разногласия, возникающие по настоящему Договору, разрешаются Сторонами путем переговоров.
6.2. Если Стороны не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке.
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».