Перерасход топлива на автотранспорте: бухгалтерский и налоговый учет
Перерасход топлива на автотранспорте: бухгалтерский и налоговый учет
30.01.2015 18248 0 0
Акценты этой статьи:
Нормы расхода ГСМ на автотранспорте
Согласно п. 1.1 Норм № 43, на предприятиях могут использоваться следующие нормы и коэффици-енты корректировки:
Понижающие и повышающие коэффициенты
Причины, приводящие к применению коэффициентов корректировок норм расхода топлива
Повышение норм расхода (п. 3.1 Норм № 43)
Понижение норм расхода (п. 3.2 Норм № 43)
1
2
Работа в холодное время года.
Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом.
Работа на дорогах со сложным планом.
Работа в городских условиях.
Работа с частыми остановками.
Работа, которая требует снижения скорости.
Работа в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках.
Работа в сверхтяжелых дорожных условиях.
Эксплуатация новых автомобилей и двигателей.
Поездка на автомобиле с длительным сроком эксплуатации.
Почасовая работа грузовых авто.
Необходимость поддержания комфортных температурных условий в салоне.
Езда на дорогах общего пользования за пределами города и на дорогах, проходящих через населенные пункты.
Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования.
Эксплуатация городских автобусов в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах.
Решение руководства предприятия
Бухгалтерский и налоговый учет
В налоговом учете правила признания расходов описаны в п. 138.4, 138.5 Налогового кодекса (далее – НК):
Из этого следует вывод:
Какие последствия по НДС возникают в случае сверхнормативного расхода ГСМ?
Если перерасход топлива возник не по вине работника, то оснований для удержания НДФЛ нет.
Списание топлива в учете
Пользуясь Нормами № 43, рассчитаем нормативный расход бензина для этого автомобиля:
базовая линейная норма – 14,8 л/100 км пробега;
– за работу в холодное время года – 2 % (пп. 3.1.1.1 Норм № 43);
– за работу в условиях города – 15 % (пп. 3.1.4 Норм № 43).
Нормативный расхода топлива согласно п. 4.1 Норм № 43 рассчитывается по формуле
Qн= 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х K∑),
где Qн – нормативный расход топлива, л;
Нs – базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
K∑ – суммарный корректировочный коэффициент, %.
Подставим в эту формулу значения из нашего примера:
Qн = 0,01 х 14,8 х 1 660 хx (1 + 0,01 х 17) = 287,45 л.
Таким образом, перерасход составил 62,55 л (350 л – 287,45 л).
Отразим данные по перерасходу в табл. 2.
Наименование и цена (грн/л)
Фактическое количество (л)/стоимость (грн.)
По норме: количество (л)/стоимость (грн.)
Сверх установленных норм (перерасход) (л)/стоимость (грн.)
ОТЧЕТ
о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом,
определенным по производственным нормам
Работы начаты _________________________
Работы окончены или открыт новый отчет ______________________________________
(наименование объекта строительства)
I. Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ
Наименование видов работ, конструктивных элементов и материалов
Код вида работ, конструктивного элемента
Обоснование производственных норм расхода материалов
Норма расхода матер. на ед. изм. работ (конструкт. элемента)
Объем работ и нормативн. потребность матер. на объект
В том числе объем фактически выполненных работ на начало отчетного года
Объем выполненных работ и нормативный расход материалов по месяцам 19__ г.
Форма № М-29, раздел II вкладной лист
Наименование материалов, конструкций и изделий
Итого на начало года
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
по производственным нормам
Форма № М-29, раздел II вкладной лист
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
по производственным нормам
по производственным нормам
по производственным нормам
Форма № М-29, раздел II вкладной лист
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
по производственным нормам
по производственным нормам
по производственным нормам
Форма № М-29, раздел II вкладной лист
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
по производственным нормам
по производственным нормам
по производственным нормам
Форма № М-29, раздел II вкладной лист
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
по производственным нормам
по производственным нормам
по производственным нормам
Форма № М-29, раздел II вкладной лист
Всего с начала строительства
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
Экономия (-), перерасход (+) против производственных норм
Списать на себестоимость
по производственным нормам
по производственным нормам
Начальник строительного участка (прораб)
Проверил: инженер ПТО
Утверждаю: Начальник строительной организации(главный инженер)
Приложение к форме № М-29
Объединение (трест) ___________________
Утверждена ЦСУ СССР
Строительная организация ______________
Представляется ежемесячно вместе
Производитель работ (мастер) ___________
с отчетом по форме № М-29
о причинах перерасхода основных материалов
против производственных норм
Производитель работ(мастер) _______________
Начальник ПTO ____________________________
Решение по допущенному превышению норм расхода материалов:_____________
«___» _______________ 19__ г.
Инструкция о порядке составления отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам по форме № М-29
Общие положения
3. Для проверки отчет ежемесячно представляется в ПТО и бухгалтерию строительной организации в установленные сроки.
4. Отчет по форме № М-29 составляется на основании:
4.3. первичных документов по учету материалов:
— лимитно-заборных карт, товарно-транспортных накладных, требований и т.п.
Сверка данных о поставке материалов и изделий во всех трех экземплярах комплектовочной карты производится ежеквартально.
Порядок составления отчета по форме № М-29
Данные об объемах фактически выполненных работ определяются по данным журнала учета выполненных работ по форме № КС-6.
В том случае, если объект строится первый год, то в отчете по графам «Итого на начало года» ставятся прочерки.
1 . ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
обеспечения строительных участков, бригад, отдельных рабочих материальными ресурсами в соответствии с нормативной потребностью;
премирования работников строительно-монтажных организаций и предприятий стройиндустрии за экономию материальных ресурсов;
обеспечения контроля за правильностью списания материалов на себестоимость строительно-монтажных работ (выпуска продукции);
Внесены, Научно-исследовательским институтом экономики строительства (НИИЭС) Госстроя СССР
Утверждены постановлением Государственного строительного комитета СССР
от 25 декабря 1986 г. № 60
Срок введения в действие
1 июля 1987 г.
транспортировании материалов от приобъектного склада до рабочего места;
подготовке материалов к выполнению производственного процесса (раскрой, обрезка, распиливание и др.);
выполнении самого производственного процесса.
2 . ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРЕСМОТРА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
2.1 . Производственные нормы расхода материалов в строительстве подразделяются на следующие виды норм:
местные производственные нормы расхода материалов, применяемые только в отдельной организации министерства (ведомства).
2.4 . Утверждение производственных норм расхода материалов и введение их в действие осуществляются в следующем порядке:
координацию разработки ведомственных производственных норм в системе подведомственных организаций;
обеспечение подведомственных организаций сборниками общих и ведомственных производственных норм;
проверки применения и соблюдения производственных норм расхода материалов.
3 . ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НОРМ РАСХОДА ЦЕМЕНТА ДЛЯ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ И БЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАСТВОРОВ
Чистый расход цемента должен определяться на основании результатов подбора состава бетона в соответствии с требованиями ГОСТ 27006-86.
В целях снижения расхода цемента при разработке производственных норм следует предусматривать применение:
цементов соответствующих видов и марок, наиболее эффективных в конкретных условиях производства;
пластификаторов и ускорителей, повышающих плотность, улучшающих структуру бетона и способствующих снижению расхода цемента;
зол ТЭС, тонкомолотых песков и других микронаполнителей;
по срокам и условиям достижения заданных свойств бетона и раствора;
по видам и маркам применяемых цементов и по цементным заводам;
по видам крупности и качественным характеристикам заполнителей и по карьерам.
количество фактически израсходованного и списанного на производство цемента по видам и маркам;
Сопоставление фактического и нормативного расходов цемента определяет его перерасход или экономию в процессе производства.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Перерасход топлива какие есть варианты списания
Списание горюче-смазочных материалов.
Нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях:
2. При работе автотранспорта в городах с населением:
– свыше 3 млн человек – до 25 %;
– от 1 до 3 млн человек – до 20 %;
– от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15 %;
– от 100 до 250 тыс. человек – до 10 %;
5. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, – до 5 %, более 8 лет – до 10 %.
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01х Нs x S x (1+0,01х D), где
Qн – нормативный расход топлива, литры;
Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная поправка или снижение) к норме в процентах.
Расчет нормативного расхода масел и смазок производится по формуле:
Мн = 0,01х Нм x Qн x (1+0,01+D), где
Мн – нормативный расход масел и смазок;
Нм – базовая норма расхода масел и смазок;
Qн – нормативный расход топлива;
D – корректирующие коэффициенты.
Пример 27.
Согласно данным транспортного средства базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 13 л.
Определим расчетное нормативное значение расхода топлива:
– расход топлива в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 50 км – может быть увеличен на 15 %:
50 км x 13 л x 115 % / 100 км = 7,5 л;
– в пригородной зоне пройдено 330 км – увеличение базовой нормы не производится:
330 км x 13 л / 100 км = 42,9 л;
20 км x 13 л x 105 % / 100 км = 2,7 л.
Всего израсходовано топлива 15 апреля 2006 г. 53,1 л (7,5 + 42,9 + 2,7).
Списание топлива
Пример 28.
Используя условия предыдущего примера, рассчитаем норму списания моторного и специального масел.
Норма расхода моторного и специального масел согласно Нормам расхода топлива составляет:
– моторные масла – 1,7 л на 100 л топлива;
– специальные масла и жидкости – 0,05 л на 100 л топлива.
Списание моторного масла в апреле 2006 г. должно быть произведено в количестве 6,8 л (400 x 1,7 / 100).
Списание специальных масел и жидкостей произведено в количестве 0,2 л (400 x 0,05 / 100).
Пример 29.
По состоянию на 01.03.2006 по этой группе оставались остатки в количестве 3 канистр, стоимостью 360 руб.
В течение марта 2006 г. по указанной группе материальных запасов списано 9 канистр тосола.
Лицевой счет медицинского учреждения обслуживается территориальным органом Федерального казначейства.
Средняя фактическая стоимость тосола составит 143,08 руб. ((1500 + 360) руб. / (3 + 10) кан.).
Операции по списанию ГСМ в данном случае отразятся в бюджетном учете учреждения в следующем порядке:
Налог на прибыль
Давайте разбираться: пережог топлива
Для чего нужны нормы расхода ГСМ
— информацию о потреблении топлива из руководства по эксплуатации транспортного средства;
— результаты испытаний, проведенных техническими специалистами предприятия;
Для разных марок и типов автомобилей, которые имеются на предприятии, могут применяться разные источники информации.
О путевом листе
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.
Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п.10 приказа № 152).
— наименование и номер путевого листа;
— сведения о сроке действия путевого листа;
— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
— сведения о транспортном средстве;
— сведения о водителе.
Документальное оформление
В зависимости от способа приобретения оприходование ГСМ осуществляется на основании:
— накладной поставщика (Дебет 10-3 Кредит 60);
Списание ГСМ производится по окончании каждого месяца в следующем порядке:
При получении накладной и счета-фактуры от поставщика в учете следует сделать проводки:
Дебет 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (касса) Кредит 60 – на стоимость ГСМ;
Дебет 19-3 Кредит 60 – на сумму предъявленного НДС.
Талоны следует оприходовать за балансом на счете 006.
По мере выдачи талонов водителям в учете делают следующие записи:
Кредит 006 – выданы по ведомости талоны конкретному водителю;
Дебет 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (водитель) Кредит 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (касса).
На основании отчета поставщика (АЗС) о фактически залитом бензине в каждую машину:
Дебет 10-3 «ГСМ в баках» (водитель) Кредит 10-3 «ГСМ в талонах» (водитель).
По окончании месяца списывается фактический расход ГСМ в пределах установленных норм на основании расчета бухгалтера:
Дебет 20, 23, 26, 44, др. Кредит 10-3 «ГСМ в баках» (водитель).
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
в составе председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре Антоновой Ю.Л.,
с участием истца Черкасова Г.А.,
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4.18 должностной инструкции водитель самосвала несет ответственность за несоблюдение норм расхода ГСМ.
Из служебной записки диспетчера Д.П.
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
Общая сумма, подлежащая удержанию с Черкасова Г.А. на основании приказов за **.**.**, **.**.**, составила … руб. без учета НДС.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию индексация удержанных денежных сумм в размере … руб.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199, 235-237 ГПК РФ, суд
Исковые требования Черкасова Г.А. удовлетворить.
Взыскать с ООО «Эжвадорстрой» государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере … рублей … копеек.
Мотивированное решение изготовлено 27.04.2012 года.
Судья- Н.Ю. Санжаровская
1 Бухгалтерский учет в организациях, использующих ГСМ в своей деятельности
2. Списание ГСМ на затраты. Налоговый учет ГСМ
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ГСМ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Даже в небольшой организации есть собственный автотранспорт.
Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет
В связи с этим актуальными являются вопросы учета горюче-смазочных материалов.
Учет горюче-смазочных материалов целесообразно организовать в разрезе следующих субсчетов второго порядка:
— субсчет 3-1 «Топливо на складе»;
— субсчет 3-2 «Топливо в баках автотранспорта»;
— субсчет 3-3 «Топливо по талонам».
При этом в учете делаются следующие проводки:
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса»
— выданы деньги из кассы под отчет;
Дебет 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
— отражены расходы по покупке ГСМ.
Авансовый отчет составляется по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55.
Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и передается после его утверждения работнику бухгалтерии.
В учете предприятия бухгалтер отразил данную операцию следующими проводками:
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса»
— 850 руб. — выданы под отчет Иванову В.В. деньги для приобретения ГСМ;
Дебет 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
— 850 руб. (8,5 руб. х 100 л) — отражен приобретенный бензин (после утверждения авансового отчета Иванова В.В.).
Дебет 10 «Материалы» субсчет 3-1 «Топливо на складе» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— оприходованы горюче-смазочные материалы (без налога на добавленную стоимость);
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— учтен налог на добавленную стоимость, выделенный в счете-фактуре поставщика горюче-смазочных материалов;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»
— оплачены приобретенные горюче-смазочные материалы;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
— принят к вычету «входной» НДС.
В аналогичном порядке принимаются к учету приобретенные и оплаченные в безналичном порядке талоны на бензин.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» Кредит 51 «Расчетные счета»
— перечислен аванс за бензин.
Дебет 10 «Материалы» субсчет «Топливо в баках автотранспорта» Кредит 10 «Материалы» субсчет «Топливо по талонам»
— на сумму стоимости горюче-смазочных материалов, указанную в выданных водителю талонах.
2. Списание ГСМ на затраты. Налоговый учет ГСМ
«Пропишите порядок списания ГСМ в учетной политике Прежде всего вам нужно определиться, как вы будете учитывать приобретенное топливо. …»
Нормы расхода топлива: как
безопаснее списать ГСМ
Как только компания приобретает либо берет в аренду автомобиль, в учете появляется
постоянная статья расходов — бензин ГСМ). Его можно списывать на основании данных о
фактически выработанном топливе.
То есть брать те цифры, которые указывают водители в
путевых листах. Однако часто работодатели не готовы верить водителям на слово и
предпочитают контролировать расход бензина при помощи нормы расхода топлива.
Если ваша компания на «упрощенке»
Другой вариант: по договору с сетью АЗС компания оплачивает бензин безналичным путем.
Как видите, даже нормы Минтранса нужно брать на вооружение с учетом корректировок.
Этим способом обычно пользуются компании со значительным парком машин.
«Топливные» и «масляные» расходы
По результатам замеров директор компании утверждает внутренние нормы расхода топлива.
Причем делать это лучше максимально подробно:
О чем важно помнить