Урок на тему — Отражение света

Урок на тему «Отражение света. Закон отражения света». 8-й класс

Разделы: Физика

Аннотация

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: познакомиться с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление.

Планируемые результаты:

План проведения урока:

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.

Запишите домашнее задание: §63, вопросы к параграфу, упражнение 30 (1,2).

2. Актуализация знаний

Вопросы:

1. Догорай, гори, моя лучина,
Догорю с тобой и я.

В старину был нужный источник света –

2. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б. Пастернак)

3. Как золотая птичка,
Дрожит огонь в впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках. (А. Тарковский)

4. Солнце еще раз взглянуло
Исподлобья на поля
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля. (Ф. Тютчев)

Солнце – главный источник света.

6. Лунный свет – простое отражение,
В нем горенья нет
Холодно без капли напряженья
Льется лунный свет

3. Изучение нового материала

Историческая справка


М N

Физминутка для глаз (слайды 14-17)

Практическая работа

Цель работы: изучить закон отражения света.
Оборудование: плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш.

Изучение отражения света с помощью плоского зеркала

Вывод: (предполагаемый) Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости.

Угол падения, Угол отражения, Примечание
1 опыт
2 опыт

Вывод: (предполагаемый) Угол падения равен углу отражения.

6. Сделайте обобщающий вывод по результатам всех опытов (формулируют закон отражения света, исходя из результатов эксперимента)

Учитель: Давайте проверим наше предположение с помощью видеоопыта (просмотр видео фрагмента)

Запись закона отражения в тетрадь.

.

Учитель: При падении света на разные поверхности возможны два варианта.

Какое отражение на слайде вы видите зеркальное или рассеянное? Почему?

Рефлексия: Сегодня на уроке я…(понял(а) все; понял(а), но не все; ничего не понял(а)).

Выбранное утверждение осветить солнечным «зайчиком»

4. Закрепление изученного материала

Упражнение 30 (3) построение лучей на интерактивной доске.

«Практическое применение законов отражения и преломления света». 11-й класс

Презентация к уроку

Цели урока:

I. Тема и цель урока (2 минуты)

II. Повторение (фронтальный опрос) – 4 минут

III. Применение прямолинейности распространения света. Задача (у доски). — 5 минут

IV. Применение закона отражения света. — 4 минуты

V. Применение закона преломления света:

1) Опыт — 4 минуты

2) Задача — 5 минут

VI Применение полного внутреннего отражения света:

а) Оптические приборы – 4 минуты.

в) Волоконная оптика – 4 минуты.

VII Миражи — 4 минуты

VIII.Самостоятельная работа – 7 мин.

IХ Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

I. Тема урока, цель, задачи, содержание. (Слайд1-2)

Эпиграф. (Слайд 3)

а) Геометрическая оптика. (Слайды 4-7)

Свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Или в однородной среде световые лучи представляют собой прямые линии

Пример: Применяется при проверке по лучу прямолинейности отстроганной доски.

б) Демонстрация явления отражения и преломления на приборе “Оптический диск”

в) Вопросы для повторения. (Слайд 8)

III. Применение прямолинейности распространения света. Задача (у доски).

а) Образование тени и полутени. (Слайд 9).

б) Освещение Луны. (Слайд10).

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

1. новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть.

в) Применение прямолинейности распространения света в строительстве, в строительстве дорог и мостов. (Слайды 11-14)

д) Вопросы для повторения. (Слайд 17)

IV. Применение закона отражения света. (Слайды 18-21).

а) Зеркала (Сообщение учащегося).

V. Применение закона преломления света. (Слайды 22-23).

а) Ход лучей в стеклянной пластинке. Построить и объяснить. (Учащийся у доски)

б) Ход лучей в треугольной призме. Построить и объяснить. (Учащийся у доски)

в) Опыт: Применение закона преломления. (Сообщение учащегося.) (Слайды 24)

д) Вопросы для повторения. (Слайд 27-28).

VI. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы

а) Полное внутреннее отражение. Оптические приборы. (Сообщение учащегося)

Вопрос. Почему оборотные и поворотные призмы лучше применять, чем зеркала?

а) Они отражают почти 100 света, так как самые лучшие зеркала — менее 100. Изображение получается более ярким.

в) Их свойства остаются неизменными, так как металлические зеркала тускнеют с течением времени из-за окисления металла.

б) Вопросы для повторения. (Слайд 36).

в) Волоконная оптика. (Сообщение учащегося). (Слайды 37-42).

VII. Миражи. (Учащийся рассказывает, дополняет учитель) (Слайды 43-46).

Мираж многолик. Он может быть простым, сложным, верхним, нижним, боковым.

На поверхности моря в жаркие дни моряки видят корабли, повисшие в воздухе, и даже предметы далеко за горизонтом.

VIII. Самостоятельная работа. Тест – 5 мин. (Слайды 47-53).

1. Угол между падающем лучом и плоскостью зеркала равен 30°. Чему равен угол отражения?

2. Почему для транспорта световым сигналом опасности является красный цвет?

а) ассоциируется с цветом крови;

б) лучше бросается в глаза;

в) имеет самый малый показатель преломления;

г) имеет наименьшее рассеивание в воздухе

3. Почему рабочие на стройке носят каски оранжевого цвета?

а) оранжевый цвет хорошо заметен на расстоянии;

б) мало изменяется во время непогоды;

в) имеет наименьшее рассеивание света;

г) согласно требованию безопасности труда.

4. Чем объяснить игру света в драгоценных камнях?

а) их грани тщательно шлифуются;

б) большим показателем преломления;

в) камень имеет форму правильного многогранника;

г) правильным расположением драгоценного камня по отношению к световым лучам.

5. Как изменится угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами, если угол падения увеличить на 15°?

б) уменьшится на 30°;

в) увеличится на 15°;

6. Какова скорость света в алмазе, если показатель преломления равен 2,4?

б) примерно 125000 км/с;

в) скорость света не зависит от среды, т.е. 300000 км/с;

IХ. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (Слайды 54-56).

1. Сколько правильных ответов вы получили?

2.Самая интересная информация на уроке

3. Узнали ли вы что-то новое?

4. Лучший докладчик.

2) Проделать опыт с монеткой дома.

Отражение света

Отражение и преломление света

Оба явления описываются с помощью законов отражения и преломления света соответственно.

Законы отражения света

В физике законы отражения света формулируются следующим образом:

Зеркальное и диффузионное отражение

Отражающая поверхность может быть гладкой, но также может иметь и неровности. В связи с этим различают два типа отражения света:

Квантовомеханическое обоснование процесса отражения

Явление обратного отражения

Ограниченное ретроотражение и его использование

Ретроотражение и оптические аберрации

Преломление и закон полного отражения света

Применение явления полного отражения

Свойства отражающих тел

Диффузное отражение

Зеркальное отражение

Отражение света от разных зеркальных поверхностей

Варианты отражения световых лучей

Преломление света

• угол падения и преломления связаны.

Презентация к уроку

Цели урока:

I. Тема и цель урока (2 минуты)

II. Повторение (фронтальный опрос) – 4 минут

III. Применение прямолинейности распространения света. Задача (у доски). — 5 минут

IV. Применение закона отражения света. — 4 минуты

V. Применение закона преломления света:

1) Опыт — 4 минуты

2) Задача — 5 минут

VI Применение полного внутреннего отражения света:

а) Оптические приборы – 4 минуты.

в) Волоконная оптика – 4 минуты.

VII Миражи — 4 минуты

VIII.Самостоятельная работа – 7 мин.

IХ Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

I. Тема урока, цель, задачи, содержание. (Слайд1-2)

Эпиграф. (Слайд 3)

а) Геометрическая оптика. (Слайды 4-7)

Свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Или в однородной среде световые лучи представляют собой прямые линии

Пример: Применяется при проверке по лучу прямолинейности отстроганной доски.

б) Демонстрация явления отражения и преломления на приборе “Оптический диск”

в) Вопросы для повторения. (Слайд 8)

III. Применение прямолинейности распространения света. Задача (у доски).

а) Образование тени и полутени. (Слайд 9).

б) Освещение Луны. (Слайд10).

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

1. новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть.

в) Применение прямолинейности распространения света в строительстве, в строительстве дорог и мостов. (Слайды 11-14)

д) Вопросы для повторения. (Слайд 17)

IV. Применение закона отражения света.(Слайды 18-21).

а) Зеркала (Сообщение учащегося).

V. Применение закона преломления света.(Слайды 22-23).

а) Ход лучей в стеклянной пластинке. Построить и объяснить. (Учащийся у доски)

б) Ход лучей в треугольной призме. Построить и объяснить. (Учащийся у доски)

в) Опыт: Применение закона преломления. (Сообщение учащегося.) (Слайды 24)

д) Вопросы для повторения. (Слайд 27-28).

VI. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы

а) Полное внутреннее отражение. Оптические приборы. (Сообщение учащегося)

Вопрос. Почему оборотные и поворотные призмы лучше применять, чем зеркала?

а) Они отражают почти 100 света, так как самые лучшие зеркала — менее 100. Изображение получается более ярким.

в) Их свойства остаются неизменными, так как металлические зеркала тускнеют с течением времени из-за окисления металла.

б) Вопросы для повторения. (Слайд 36).

в) Волоконная оптика. (Сообщение учащегося). (Слайды 37-42).

VII. Миражи. (Учащийся рассказывает, дополняет учитель) (Слайды 43-46).

Мираж многолик. Он может быть простым, сложным, верхним, нижним, боковым.

На поверхности моря в жаркие дни моряки видят корабли, повисшие в воздухе, и даже предметы далеко за горизонтом.

VIII. Самостоятельная работа. Тест – 5 мин. (Слайды 47-53).

1. Угол между падающем лучом и плоскостью зеркала равен 30°. Чему равен угол отражения?

2. Почему для транспорта световым сигналом опасности является красный цвет?

а) ассоциируется с цветом крови,

б) лучше бросается в глаза,

в) имеет самый малый показатель преломления,

г) имеет наименьшее рассеивание в воздухе

3. Почему рабочие на стройке носят каски оранжевого цвета?

а) оранжевый цвет хорошо заметен на расстоянии,

б) мало изменяется во время непогоды,

в) имеет наименьшее рассеивание света,

г) согласно требованию безопасности труда.

4. Чем объяснить игру света в драгоценных камнях?

а) их грани тщательно шлифуются,

б) большим показателем преломления,

в) камень имеет форму правильного многогранника,

г) правильным расположением драгоценного камня по отношению к световым лучам.

5. Как изменится угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами, если угол падения увеличить на 15°?

а) увеличится на 30°,

б) уменьшится на 30°,

в) увеличится на 15°,

г) увеличится на 15°,

6. Какова скорость света в алмазе, если показатель преломления равен 2,4?

а) примерно 2000000 км/с,

б) примерно 125000 км/с,

в) скорость света не зависит от среды, т.е. 300000 км/с,

IХ. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (Слайды 54-56).

1. Сколько правильных ответов вы получили?

2.Самая интересная информация на уроке

3. Узнали ли вы что-то новое?

4. Лучший докладчик.

2) Проделать опыт с монеткой дома.

Кто освобождается от уплаты налога на недвижимость в 2018 году

Ipc-zvezda.ru

3.2. законы отражения и преломления света

Затем он продолжает путь по очень низкой траектории, максимально расположенной к поверхности.

Преломлением света называют изменение направления оптического излучения.

Оно происходит при прохождении его из одной среды в другую.

Отражение света. закон отражения света. полное отражение света

Принцип Гюйгенса также позволяет объяснить законы геометрической оптики на основе волновых представлений о природе света.

Закон отражения Когда световые волны достигают границы раздела двух сред, направление их распространения изменяется.

Если они остаются в той же среде, то происходит отражение света.

Прибор: поиск слов по маске и определению

На отражательную поверхность падает плоская волна, волновые поверхности которой являются полосками.

Другой закон гласит о том, что угол отражения света равен углу падения.

One more step

Конспекты лекций.» Учебное пособие. http://physoptika.ru/ – Лекции по оптике.

GorbunovaZajcevaKrasnikov1977ru.djvu – Горбунова О.И., Зайцева А.М., Красников С.Н., «Задачник-практикум по общей физике.

Прибор для определения законов отражения света

Для всех таких поверхностей действительны законы отражения света.

Смотрите видео: Отражение света Закон отражения света (June 2019).

mozok.click

Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало

Выясняем, почему мы видим тела, не являющиеся источниками света

Вы уже знаете, что в однородной прозрачной среде свет распространяется прямолинейно.

Устанавливаем законы отражения света

Измерив углы α и β, можно убедиться, что они равны.

Рис. 11.3. С изменением угла падения света изменяется и угол отражения. Угол отражения всегда равен углу падения

Рис. 11.5. Демонстрация обратимости световых лучей: отраженный луч идет по пути падающего луча

рис. 11.6. Подходя к зеркалу, мы видим в нем своего «двойника». Конечно, никакого «двойника» там нет — мы видим в зеркале свое отражение

2. Угол отражения равен углу падения: β = α.

Законы отражения света установил древнегреческий ученый Евклид еще в III в. до н. э.

В каком направлении следует повернуть зеркало профессору, чтобы «солнечный зайчик» попал на мальчика (рис. 11.4)?

Изучаем изображение в плоском зеркале

Рассмотрим, как создается изображение в плоском зеркале (рис. 11.6).

Итак, нами установлены общие характеристики изображений в плоских зеркалах.

1. Плоское зеркало дает мнимое изображение предмета.

2. Изображение предмета в плоском зеркале и собственно предмет симметричны относительно поверхности зеркала, и это означает:

1) изображение предмета равно по размеру самому предмету;

2) изображение предмета расположено на том же расстоянии от поверхности зеркала, что и сам предмет;

3) отрезок, соединяющий точку на предмете и соответствующую ей точку на изображении, перпендикулярен поверхности зеркала.

Различаем зеркальное и рассеянное отражение света

Посмотрите вокруг и назовите не менее десяти поверхностей, отражающих свет рассеянно.

Рис. 11.8. Зеркальное отражение света — это отражение света от гладкой поверхности

Рис. 11.9. Рассеянное (диффузное) отражение света — это отражение света от шероховатой поверхности

Когда осенью выпадает снег, ночи становятся намного светлее. Почему? Учимся решать задачи

Решение, анализ результатов

2. Аналогично построив изображение С1 точки С, определим область ее видения в зеркале (рис. 2, б).

3. Перенесите рис. 1 в тетрадь, для каждого случая постройте падающий (или отраженный) луч. Обозначьте углы падения и отражения.

4. Угол между падающим и отраженным лучами равен 80°. Чему равен угол падения луча?

8. Девочка смотрит в зеркало, висящее на стене под небольшим углом (рис. 2).

1) Постройте отражение девочки в зеркале.

2) Найдите графически, какую часть своего тела видит девочка; область, из которой девочка видит себя полностью.

3) Какие изменения будут наблюдаться, если зеркало постепенно закрывать непрозрачным экраном?

9. Ночью в свете фар автомобиля лужа на асфальте кажется водителю темным пятном на более светлом фоне дороги. Почему?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Тема. Исследование отражения света с помощью плоского зеркала.

Цель: экспериментально проверить законы отражения света.

указания к работе

подготовка к эксперименту

1. Перед выполнением работы вспомните: 1) требования безопасности при работе со стеклянными предметами; 2) законы отражения света.

2. Соберите экспериментальную установку (рис. 1). Для этого:

1) установите экран со щелью на белом листе бумаги;

2) перемещая источник света, получите на бумаге полоску света;

Строго соблюдайте инструкцию по безопасности (см. форзац учебника).

1. Хорошо заточенным карандашом начертите на бумаге линию вдоль зеркала.

4. Изменив угол между зеркалом и листом бумаги, убедитесь, что в этом случае вы не увидите отраженного пучка света.

Обработка результатов эксперимента

Для каждого опыта:

1) постройте луч, падающий на зеркало, и отраженный луч;

2) через точку падения луча проведите перпендикуляр к линии, проведенной вдоль зеркала;

3) обозначьте и измерьте угол падения (α) и угол отражения (β) света. Результаты измерений занесите в таблицу.

Анализ эксперимента и его результатов

По возможности проведите эксперимент.

Задание «со звездочкой»

Для каждого опыта оцените относительную погрешность, воспользовавшись формулой:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector