Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях

за нарушение порядка ценообразования административная ответственность предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ.

в таких случаях правонарушитель может быть привлечен к ответственности за каждый факт административного правонарушения.

в данном случае подлежит применению статья 14.45 КоАП РФ.

к административной ответственности может быть привлечено как юридическое лицо, так и руководитель организации.

может ли помощник прокурора возбуждать дело об административном правонарушении?

данное деяние содержит состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

ТЕМА 18. Административная ответственность

Административная ответственность характеризуется следующими признаками.

Признаками административного правонарушения являются:

1) исходный признак – действие либо бездействие, это в любом случае вариант отклоняющегося поведения правонарушителя;

3) виновность – административное правонарушение совершается умышленно либо по неосторожности;

4) наличие административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Закон предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Ими являются:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) состоявшееся решение (постановление) по данному делу;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательно прохождение следующих стадий:

1) возбуждение дела об административном правонарушении;

2) рассмотрение дела по существу и вынесение постановления (решения);

3) обжалование и опротестование постановления (решения) по делу об административном правонарушении;

4) исполнение постановлений (решений) о применении административных взысканий;

5) пересмотр постановлений, вступивших в законную силу.

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

4) совершение административного проступка несовершеннолетним;

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим.

Видами административных наказаний являются:

1. Предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток.

Общие правила применения административно­хозяйственных санкций и мер административной ответственности

Общие правила применения административно­хозяйственных санкций и мер административной ответственности

Рассмотрим, в чем же заключается отличие указанных санкций и каковы основные правила их применения.

2.1. Правила применения административно­хозяйственных санкций к субъектам хозяйствования

К общим правилам применения административно­хозяйственных санкций можно отнести следующие:

1. Административнохозяйственные санкции применяются только к субъектам хозяйствования, а не к их должностным лицам.

2.2. Правила применения мер административной ответственности

Втретьих, должна быть установлена вина лица в совершении админправонарушения.

— дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

— сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности;

— место, время совершения и суть административного правонарушения;

— нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть;

— пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности;

— другие сведения, необходимые для решения дела.

Если правонарушением причинен материальный ущерб, это также указывается в протоколе.

8. Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право (ст. 268 КУоАП):

— знакомиться с материалами дела, давать пояснения, подавать доказательства, заявлять ходатайства;

— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу;

— обжаловать постановление по делу.

Теперь перейдем к рассмотрению особенностей применения санкций различными контролирующими органами.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

— речь идет о календарных месяцах;

— отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

— Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

— Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

— Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

— Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

— одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

— об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector