Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях
за нарушение порядка ценообразования административная ответственность предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ.
в таких случаях правонарушитель может быть привлечен к ответственности за каждый факт административного правонарушения.
в данном случае подлежит применению статья 14.45 КоАП РФ.
к административной ответственности может быть привлечено как юридическое лицо, так и руководитель организации.
может ли помощник прокурора возбуждать дело об административном правонарушении?
данное деяние содержит состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
ТЕМА 18. Административная ответственность
Административная ответственность характеризуется следующими признаками.
Признаками административного правонарушения являются:
1) исходный признак – действие либо бездействие, это в любом случае вариант отклоняющегося поведения правонарушителя;
3) виновность – административное правонарушение совершается умышленно либо по неосторожности;
4) наличие административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Закон предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Ими являются:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения;
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) состоявшееся решение (постановление) по данному делу;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательно прохождение следующих стадий:
1) возбуждение дела об административном правонарушении;
2) рассмотрение дела по существу и вынесение постановления (решения);
3) обжалование и опротестование постановления (решения) по делу об административном правонарушении;
4) исполнение постановлений (решений) о применении административных взысканий;
5) пересмотр постановлений, вступивших в законную силу.
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
4) совершение административного проступка несовершеннолетним;
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим.
Видами административных наказаний являются:
1. Предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток.
Общие правила применения административнохозяйственных санкций и мер административной ответственности
Общие правила применения административнохозяйственных санкций и мер административной ответственности
Рассмотрим, в чем же заключается отличие указанных санкций и каковы основные правила их применения.
2.1. Правила применения административнохозяйственных санкций к субъектам хозяйствования
К общим правилам применения административнохозяйственных санкций можно отнести следующие:
1. Административнохозяйственные санкции применяются только к субъектам хозяйствования, а не к их должностным лицам.
2.2. Правила применения мер административной ответственности
Втретьих, должна быть установлена вина лица в совершении админправонарушения.
— дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
— сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности;
— место, время совершения и суть административного правонарушения;
— нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
— фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть;
— пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности;
— другие сведения, необходимые для решения дела.
Если правонарушением причинен материальный ущерб, это также указывается в протоколе.
8. Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право (ст. 268 КУоАП):
— знакомиться с материалами дела, давать пояснения, подавать доказательства, заявлять ходатайства;
— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу;
— обжаловать постановление по делу.
Теперь перейдем к рассмотрению особенностей применения санкций различными контролирующими органами.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:
— речь идет о календарных месяцах;
— отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);
2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.
Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:
— Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);
— Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);
— Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);
— Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);
2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:
3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:
2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:
— одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).
4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:
2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.
— об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;
5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:
1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):
а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;
2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):
6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:
1) сроки давности указанные в ст. 4.5:
3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.
О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.